ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей


14.03.2014 г.


Всемирный день защиты прав потребителей (WCRD), проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается в России ежегодно, начиная с 1994 года. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. В 2014 году этот день пройдет под девизом «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи» («Fix Our Phone Rights! Justice for mobile consumers»). На сегодняшний день услуги связи прочно занимают место в структуре ежедневного потребления наравне с продуктами питания, предметами первой необходимости, жилищно-коммунальными и медицинскими услугами. Сфера связи является многоплановой и динамичной – практически любое удачное техническое решение в данной области мгновенно реализуется и находит своего потребителя.

Многообразие услуг, тарифных опций, их относительно низкая стоимость позволяет любому потребителю формировать индивидуальный набор необходимых услуг и пользоваться ими практически в неограниченных объемах. Ни одна сфера потребительских правоотношений не может сравниться со сферой связи в плане многообразия, динамизма, широкого распространения и доступности, что делает ее исключительно сложной с точки зрения правового регулирования и правоприменения. По данным международной организации CI в мире общее число пользователей этих услуг приближается к 7 миллиардам, а сам этот рынок стремительно развивается как с точки зрения постоянного расширения спектра самих телерадиокоммуникационных услуг, так и за счет появления всё новых, более совершенных технических устройств приема-передачи телефонной связи. В настоящее время предоставление услуг подвижной связи регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Законом «О защите прав потребителей»), Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 328 (далее – Правила № 328), а также иными нормативными правовыми актами. В целом, правоотношения в данной сфере являются урегулированными, но законодательство, зачастую, не успевает за интенсивным развитием рынка услуг связи, что создает проблемы правоприменения, а ряд положений Закона № 126-ФЗ и Правил № 328, не гармонизированных с императивными нормами Закона «О защите прав потребителей», и отсутствие единообразия в правоприменении законодательства, регулирующего данные отношения, не позволяет эффективно обеспечить защиту прав потребителей.

В частности, основными проблемными вопросами при осуществлении защиты прав потребителей услуг связи остаются:

 - рассмотрение претензии потребителя (абонента) исполнителем услуг (оператором связи) в установленный пунктом 7 статьи 55 Закона № 126-ФЗ шестидесятидневный срок со дня ее регистрации, что принципиально отличается от соответствующих положений на этот счет, закрепленных нормами Закона «О защите прав потребителей»;

 - навязывание дополнительных платных услуг, одностороннее изменение операторами связи тарифов (тарифных планов), включение в договор на оказание услуг подвижной связи условий, ущемляющих права потребителя в нарушение требований статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» и соответствующих положений главы 27 ГК РФ;

 - коллизии при выборе норм, подлежащих применению, в случае предоставления комбинированных услуг связи (например, предоставление наряду с услугой как таковой подвижной связи доступа в Интернет посредством сетей подвижной радиотелефонной связи) и др. 

В обращениях граждан в Роспотребнадзор с жалобами на услуги подвижной связи в 2013 году, общий рост числа которых составил по сравнению с 2012 годом 70%, как и в предыдущие годы, основное место занимали вопросы, связанные с ненадлежащим качеством услуг связи (31%), отказом от удовлетворения гражданско-правовых требований в добровольном порядке (22%), предоставлением абоненту ненадлежащей информации об исполнителе и оказываемых им услугах (13%). Также тематику претензий потребителей к операторам подвижной связи определяют

- несвоевременность предоставления информации о состоянии лицевого счета при использовании услуг в международном роуминге;

- навязывание дополнительных услуг (подключение мобильных подписок без согласия абонента, снятие денежных средств за отправку короткого текстового сообщения (далее – смс-сообщение) на «короткие» номера, подключение дополнительных услуг на условиях «льготного» бесплатного периода с последующим взиманием платы при отсутствии отказа абонента от услуги);

- отказ в возврате абонентской платы при отказе потребителя от исполнения договора до истечения расчетного периода, за который установлен платеж;

- включение в договор условий, ущемляющих права потребителя в части порядка приостановления оказания услуг связи (расторжения договора) оператором; условий, ограничивающих ответственность оператора в части качества и сроков предоставления услуг; условий, предусматривающих возможность одностороннего изменения договора оператором. 

Решение этих и других проблем в большой степени зависит от процесса совершенствования и развития законодательной базы, регулирующей отношения в области связи. В этой связи нельзя не отметить тот факт, что с 1 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 253-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», более известный как закон об «услуге MNP» (mobile number portability) или «об отмене мобильного рабства». Новые нормы законодательства о связи установили право абонента сохранить свой абонентский номер, используемый на основании договора об оказании услуг связи, в пределах территории, определенной Правительством Российской Федерации, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи, погашения задолженности по оплате услуг связи и заключения нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи. 

Помимо этого, целый ряд последних нововведений в законодательство о связи призван минимизировать риски потребителей, связанные с различными проявлениями недобросовестности со стороны хозяйствующих субъектов. Так, пункт 1 статьи 44 Закона № 126-ФЗ был дополнен диспозицией, запрещающей заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах, а новый пункт 7 той же статьи закрепил правило, согласно которому «заключение юридическими и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и осуществление расчетов за данные услуги с абонентами допускаются при наличии в письменной форме документа, подтверждающего полномочия указанных юридических и физических лиц действовать от имени оператора связи». Одновременно согласно новой редакции пункта 24 Правил № 328 «по договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности по оказанию услуг подвижной связи и совершению иных действий, связанных с обслуживанием абонентов, возникают непосредственно у оператора связи». При этом «такое третье лицо обязано по требованию пользователя услугами подвижной связи предъявить копию документа, подтверждающего его полномочия на заключение договора от имени оператора связи». Тем не менее, несмотря на уже принятые меры, призванные повысить гарантированный уровень защиты прав потребителей услуг подвижной связи, работа по дальнейшему совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений в данной области будет продолжаться и далее, учитывая её безусловную значимость и актуальность.






Главная | Cписок новостей