ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова выступила с докладом на заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан


09.06.2014 г.

Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова выступила с докладом на Заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, которую провел Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья граждан является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.

"Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания Правительственной комиссии! Наиболее важными направлениями социальной политики государства остаются развитие трудового потенциала страны, сохранение профессионального здоровья трудящихся, сокращение уровня заболеваемости и травматизма.
В Российской Федерации удельный вес работающих во вредных и опасных условиях труда на предприятиях основных видов экономической деятельности неуклонно растёт. В 2013 году по сравнению с 2004 годом в основных видах промышленности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) удельный вес увеличился на 10–12%.
В России на начало 2013 года трудилось 49,7% населения, из которого, как уже было сказано Дмитрием Анатольевичем, половина – женщины. Ежегодно регистрируется значительное количество рабочих мест, где во вредных и опасных условиях труда трудятся женщины: на предприятиях по добыче полезных ископаемых – на трети таких рабочих мест, и на каждом четвёртом рабочем месте – на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Средний возраст занятых в экономике женщин составляет 40 с небольшим лет, это женщины детородного возраста. В Российской Федерации 15% всех случаев профзаболеваний установлены у женщин-работниц, из них 40% случаев привели к утрате трудоспособности.
В нарушение утверждённых правил к тяжёлым физическим работам допускается до 9% женщин, работающих на обрабатывающих производствах, в строительстве, при добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве.
Неудовлетворительные условия труда оказывают влияние не только на общее состояние здоровья работающих женщин, являются причиной формирования профессиональной патологии, но и влияют на репродуктивную функцию. Среди профессиональных групп наибольший риск репродуктивных нарушений выявлен у работниц горнодобывающих, металлургических, судостроительных предприятий.
В современных условиях охрана репродуктивного здоровья женщин является одной из острейших проблем не только гигиены труда, но и всего здравоохранения, и концептуальной основой для её решения является раннее выявление и предупреждение нарушений репродуктивной функции, в первую очередь исключение занятости женщин во вредных и опасных условиях труда.
Вредное воздействие производственных факторов, несоответствующие условия труда становятся причиной профессиональных заболеваний и отравлений, и в Российской Федерации ежегодно до 9 тыс. таких случаев регистрируется. Практически все диагностированы у работников, занятых во вредных условиях труда, при этом у 16% работников это два и более профессиональных заболевания. И обстоятельства, и условия возникновения хронических профзаболеваний в первую очередь связаны с несовершенством технологических процессов – в 43% случаев, ещё 40% приходится на конструктивные недостатки средств труда и 7,5% – на несовершенство рабочих мест.
Сегодня имеет место тенденция  скрытия работодателем имеющихся рисков развития профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости, а также допуска работников к профессиональной деятельности без учёта медицинских заключений, расторжения трудовых отношений при заболевании работника и нежелания реализовывать определённые законодательством социальные гарантии. В сложившейся экономической ситуации незаинтересованность в постановке диагноза возможна как со стороны работодателя – с целью избежать возможных повышенных выплат в Фонд социального страхования, так и со стороны непосредственно работника (и такие факты есть) – для сохранения за собой своего рабочего места до определённого момента.
Одним из способов профилактики профессиональных заболеваний являются периодические медицинские осмотры, которые позволяют на ранних стадиях отстранить работника от контакта с вредным производственным фактором, тем самым сохранив ему здоровье, а государству – трудовые ресурсы.
В последние годы в Российской Федерации охват периодическими медицинскими осмотрами работников разных субъектов составляет от 80% до 100% от числа подлежащих таким осмотрам, но выявляемость профессиональных заболеваний на ранних стадиях при проведении осмотров остаётся низкой.
В 2013 году среди впервые установленных хронических профессиональных заболеваний при медицинских осмотрах выявлено только 70%, и каждый третий случай хронической профпатологии выявлен при активном обращении. Низкая выявляемость в настоящее время является следствием нарушений, связанных с участием непрофильных медицинских организаций, использующих недостаточный спектр функциональных и лабораторных исследований при прохождении работниками медосмотров, отсутствием в составе комиссии врачей узких специальностей, профпатологов.
В качестве примера можно привести данные периодических медицинских осмотров работников угледобывающих предприятий в Ростовской области, где при медицинских осмотрах, проведённых частными медицинскими организациями, выявляемость составила 0,04, а при обследовании, осмотре в областном центре профпатологии лиц с подозрением на профзаболевание было выявлено 46 на 1000 осмотренных, то есть выше на три порядка. Основное здесь – это финансово-экономическая мотивация работодателей при выборе учреждения для медосмотра своих работников, в том числе в части соотношение цена – качество, когда приоритетной, к сожалению, оказывается цена.
Система мониторинга за состоянием производственной среды и здоровьем работающих, формируемый регистр и предложенный регистр профессиональных заболеваний, о чём говорила Вероника Игоревна, должны стать основой для создания системы оценки, контроля и, как мы считаем, управления профессиональными рисками нарушения здоровья работающих.
В качестве примера могу привести то, что сделано Роспотребнадзором совместно с Российской академией наук, когда работа по управлению профессиональными рисками позволила научно обосновать методические подходы к оценке снижения риска, сформулировать и обосновать санитарно-гигиенические мероприятия, разработать и внедрить методические подходы к обоснованию стандартов гигиенической диагностики, предложить способ прогнозирования уровня заболеваемости в зависимости от стажа работы с использованием модели «экспозиция – стаж – ответ» и подготовить руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников.
Как пример реализации: в Свердловской области выполнено практическое внедрение системы управления профессиональными рисками, и в рамках этой работы 28 предприятий высокого профессионального риска дают 76% всех впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний и 73% всех расходов свердловского регионального отделения Фонда социального страхования.
В результате в течение трёх лет проводимой работы в 1,8 раза снизился уровень профессиональной заболеваемости, на 10% сокращена заболеваемость с временной утратой трудоспособности, на 8% сократилась численность групп риска развития профессиональных заболеваний.
Таким образом, мы считаем, что система управления профессиональными рисками объединяет ресурсы и возможности по сохранению, улучшению здоровья работающего населения на региональном и объектовом уровнях.
Хочу отметить, что анализ правоприменительной практики показывает, что законодательно закреплённые меры административного воздействия не обеспечивают значительного и повсеместного оздоровления производственной среды и размеры действующих санкций экономически не значимы для работодателей и не стимулируют их к вложению финансовых средств в улучшение условий труда, а также проведению качественных медицинских осмотров.
Уже внесённые в Кодекс об административных правонарушениях изменения не охватывают всех сфер по охране труда, по медицинским осмотрам и так далее, поэтому мы считаем необходимым приведение к сопоставимым значениям сумм штрафных санкций по всем составам за нарушения в этой сфере.
Роспотребнадзором за последние годы внесено значительное количество изменений в нормативно-правовые акты, которые включают нормативные требования по вопросам гигиены труда. В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и на этот год запланировано 12 нормативных актов, в которые мы будем вносить изменения. Я хочу отметить, что активность бизнеса, активность общественных организаций, активность ассоциаций производителей значительно возросла, потому что значимость гигиенических нормативов в рамках 426-го федерального закона приобрела иной регулирующий статус.
Что бы мне хотелось сказать по тому предложению, которое звучало, по созданию общей системы: нам кажется, что создание национальной информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках сегодня крайне актуально. Единая система, включающая систему статистических показателей, банк данных об уровне профессиональных рисков на рабочих местах конкретных работодателей, обеспечение в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия обмена данными об условиях труда федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, иных заинтересованных органов и организаций позволит принимать обоснованные управленческие решения в сфере охраны труда на основе достоверной всеобъемлющей информации о состоянии условий труда работников. А мы со своей стороны готовы, осуществляя надзор за условиями труда, выполнить всё, что от нас тут зависит.
Наши предложения включены в проект решения, поэтому я позволю себе на них не останавливаться. Спасибо."







Главная | Cписок новостей