ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


О взыскиваемом судом штрафе за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя


11.12.2014 г.

Одним из действенных механизмов защиты прав потребителей, призванных стимулировать хозяйствующих субъектов к досудебному разрешению (урегулированию) споров, сопряженных с имущественными требованиями потребителей, является штраф, предусмотренный нормой пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой «при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя».

Причем роль и значение названной меры ответственности перед потребителем значительно повысились после того, как в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» вопрос о правовой природе названного штрафа и его получателе был окончательно решен «в пользу» потребителя.

Тем самым Пленум Верховного Суда Российской Федерации фактически подтвердил тот факт, что указанный штраф следует рассматривать как вид законной неустойки, которую в соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) «должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения», а не как судебный штраф, который налагается лишь в случаях и в размере, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, либо административный штраф, который согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 3.2 и статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) является одним из видов административного наказания за совершение административных правонарушений и в силу части 1 статьи 1.1 КоАП РФ не может быть предусмотрен нормативным правовым актом, не относящимся к законодательству об административных правонарушениях.

Роспотребнадзор, будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, полномочным при этом давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, такую правовую позицию полностью разделяет и выступает против тех инициатив по внесению изменений в пункт 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», основная цель которых безосновательно снизить размер соответствующей ответственности перед потребителями либо полностью лишить потребителей законного права на присуждаемые судом штрафы за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения их требований.






Главная | Cписок новостей