ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


Об участии в очередном заседании Комитета по политике в сфере потребления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)


20.04.2018 г.

18-19 апреля состоялось очередное заседание Комитета по политике в сфере потребления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в котором приняли участие представители Роспотребнадзора. В этот раз в штаб-квартире ОЭСР в г. Париже активно обсуждалась тема как в различных странах работают электронные площадки, предоставляющие сервисы по сравнению цен и потребительских свойств товаров и услуг, а также вопросы распространения рекламы в сети интернет и подходы к защите прав потребителей при сборе и обработке личных данных потребителей онлайн сервисов.

Представителями Евросоюза была озвучена озабоченность отсутствия четких законодательных рамок работы крупных интернет-площадок, на которых потребителям предоставляется возможность ознакомиться с товаром или услугой, получить информацию об их цене, а также увидеть отзывы других потребителей. В частности, представители органов, уполномоченных на защиту потребителей Франции, Италии, Великобритании, Словакии, Канады и ряда других стран подтвердили, что работа таких сервисов, представляющих из себя коммерческие проекты, должна основываться на принципах максимальной прозрачности, обеспечивающей понимание потребителем какую ответственность несет такая площадка перед различными участниками, как используются предоставленные покупателем персональные данные, на каких условиях продавцы и провайдеры услуг размещают информацию о себе. Высказанной обеспокоенностью растущим влиянием электронных сервисов, агрегирующих большой объем информации о товарах и услугах и крупных торговых площадок на поведение потребителей (прежде всего на возможность сделать правильный выбор при осуществлении тех или иных покупок), еще раз подтверждена актуальность и правильность ведущейся в Российской Федерации работы, направленной на разработку и принятие закона, устанавливающего правовой статус и обязанности агрегаторов информации о товарах и услугах. Указанным опытом Россия обязательно поделится с делегатами Комитета по политике в сфере потребления ОЭСР в будущем.

Особое внимание было уделено вопросам распространения потребительской рекламы в сети интернет, а также новым формам маркетинговой активности, связанным, прежде всего, с широким распространением практики масштабного и сквозного (при помощи самых различных потребительских устройств, имеющих доступ к интернету) сбора персональных данных и иных данных о потребительском поведении, предпочтениях, геолокационных, биометрических и иных данных. В частности, привлеченные эксперты обратили внимание на проблему использования механик, основанных на анализе эмоционального состояния потребителя. Один из примеров касался проведенного крупным агрегатором услуг такси исследования, как изменяется поведение потребителя (готов ли потребитель заплатить большую стоимость за услуги), если батарея мобильного устройства сильно разряжена. Другой распространенный пример касался практики оповещения потребителя об ограниченном количестве товара в наличии (и возможных проблемах с достоверностью такой информации).

По прежнему актуальной и обсуждаемой остается тема защиты прав участников одноранговых (peer-to-peer) платформ, на которых товары и услуги предоставляются, как правило, непрофессиональными участниками (сдача в аренду жилья, продажа личных товаров или предметов народного промысла). В этом направлении Комитетом по политике в сфере потребления ОЭСР инициировано и проведено отдельное исследование, результаты которого вскоре будут представлены официально. Многие делегаты высказывались о том, что на деятельность таких платформ должны распространяться общие принципы защиты прав потребителей.

В докладе Российской Федерации была представлена информация о масштабных национальных проектах в рамках государственной программы "Цифровая экономика", а также о шагах, принимаемых в целях защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции. Также представлен национальный опыт участия органа по защите прав потребителей в процессах подготовки к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России, в том числе в сфере обеспечения требований к регулированию стоимости гостиничного обслуживания.

Участие в деятельности Рабочих органов ОЭСР по политике в сфере потребления является не только важным инструментом обмена опытом и наилучшими практиками между ведущими странами в данной области, включая Россию, но и содействует совершенствованию мер, направленных на защиту прав и законных интересов потребителей, на национальном и международном уровнях.






Главная | Cписок новостей