ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Международное сотрудничество


 
Пресс-релизы

Размещен: 12.02.2013 г.


О сотрудничестве c зарубежными странами в сфере борьбы с инфекционными болезнями


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продолжает активную работу по сотрудничеству с зарубежными странами в сфере борьбы с инфекционными болезнями, прежде всего в регионе Восточной Европы и Центральной Азии. В том числе, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации Роспотребнадзор с 2006 года оказывает на регулярной основе помощь государствам региона в борьбе с полиомиелитом, укреплении систем надзора за опасными инфекционными болезнями, совершенствовании мер по санитарной охране территорий, противодействии гриппу, «забытым» тропическим болезням и др.

Роспотребнадзор оказывает странам СНГ техническую помощь в виде лабораторного оборудования и тест-систем для диагностики инфекционных болезней, обучения и переподготовки на базе российских научно-исследовательских учреждений специалистов по вопросам эпиднадзора за инфекционными болезнями. Кроме того, в страны-получатели помощи Роспотребнадзором поставляются вакцины российского производства, оказывается организационно-методическая поддержка службам здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в укреплении их потенциала по недопущению распространения опасных инфекций.

Вышеуказанная работа чрезвычайно важна с целью становления и совершенствования единой системы предупреждения и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологического характера в регионе Восточной Европы и Центральной Азии, которая будет работать по общим стандартам и обеспечивать эффективное межстрановое взаимодействие. Одним из инструментов стандартизации международного взаимодействия в целях предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями санитарно-эпидемиологического характера, являются Международные медико-санитарные правила ВОЗ (ММСП).

Россия наряду с другими странами-донорами оказывает помощь развивающимся государствам во внедрении ММСП. Однако, вызывает беспокойство, что оказанием помощи во внедрении ММСП на территории государств-участников СНГ со стороны западных стран занимаются не органы здравоохранения или агентства по международной помощи, а силовые ведомства, включая министерства обороны США и Великобритании, которые вкладывают значительные средства в укрепление лабораторий на территории бывших республик Советского Союза.

Фактически наблюдаются попытки силовых ведомств ряда западных стран использовать инструменты международного гуманитарного сотрудничества, такие как ММСП, для создания в обход Конвенции о запрете биологического и токсинного оружия (КБТО) и других существующих механизмов ООН параллельной системы одностороннего контроля за биологическими угрозами и противоэпидемическим потенциалом третьих стран.

Особое беспокойство вызывает тот факт, что все больше таких проектов реализуются через Всемирную организацию здравоохранения, которая с готовностью принимает деньги от министерств обороны США и Великобритании для «оказания помощи» странам СНГ во внедрении ММСП. Другими словами, создается впечатление, что международная организация, имеющая мандат обеспечивать сотрудничество в сфере здравоохранения, в конечном итоге используется вместо КБТО как канал для финансирования программ, направленных на обеспечение борьбы с угрозой биологического оружия.

В пользу этого говорит и вынесение обсуждения по инициативе США вопросов биологической безопасности в более «удобный», чем КБТО, и ни к чему не обязывающий формат Глобального партнерства против оружия массового уничтожения, что позволяет формализовать на политическом уровне приоритетные для некоторых западных партнеров задачи, направленные на усиление надзора за деятельностью в сфере обеспечения биологической безопасности в третьих странах, с активным привлечением к этой работе все той же ВОЗ.

Со своей стороны Роспотребнадзор не раз заявлял позицию о том, что Международные медико-санитарные правила ВОЗ, не должны использоваться в целях противодействия угрозам применения биологического оружия, и что КБТО является единственным многосторонним механизмом сдерживания разработки и распространения биологического и токсинного оружия, а также обеспечения взаимного надзора и контроля стран участников Конвенции.