ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Защита прав потребителей


Публикации

Размещен: 01.03.2013 г.


РЕШЕНИЕ коллегии РОСПОТРЕБНАДЗОРА "О практике принятия и реализации региональных программ по защите прав потребителей"


Заслушав доклад начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора О.В. Прусакова, отчеты руководителя управления Роспотребнадзора по Ленинградской области С.А. Горбанева, руководителя управления Роспотребнадзора по Свердловской области С.В. Кузьмина, заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Е.В. Резникова, руководителя управления Роспотребнадзора по Саратовской области О.И. Кожановой, а также информацию Заместителя Председателя Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской областиИ.И. Макарова, Министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области М.Н. Копытова, Заместителя Министра финансов Волгоградской области Д.Ю. Завьяловаи Председателя Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Д.Д. Янина, коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отметила нижеследующее.

Практика принятия и реализации региональных программ по защите прав потребителей, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации, в целом позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего применения и развития заложенного указанными программами принципа организации комплексного, системного подхода к совершенствованию существующих механизмов государственной и общественной защиты потребительских прав граждан на региональном уровне.

Разработка комплекса соответствующих мероприятий с точки зрения их первоочередности и значимости именно для конкретного региона позволяет обеспечить эффективное взаимодействие и сотрудничество их исполнителей – участников системы защиты прав потребителей, которыми являются федеральные органы государственной власти, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и институты гражданского общества для решения конкретных задач и достижения общей цели – повышения качества и уровня жизни населения в регионе и в целом в стране.

В 2012 году региональные программы по защите прав потребителей реализовывались десятью субъектами Российской Федерации: Республикой Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республикой, Амурской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Нижегородской, Новгородской, Ростовской, Костромской областями.

Кроме того, в течение 2012 года региональные программы по защите прав потребителей были приняты в трех субъектах Российской Федерации. Из них впервые – в Республике Татарстан и Карачаево–Черкесской Республике, а одна, в Ленинградской области, была принята взамен реализованной.

Проведенный анализ показал, что указанные целевые программы, мобилизуя необходимые ресурсы, являются эффективным механизмом, способствующим организации и координации деятельности участников национальной системы защиты прав потребителей на муниципальном и региональном уровнях.

Организация превентивного подхода, направленного на предупреждение нарушений прав потребителей и применение конкретных мер для достижения поставленных задач совместными усилиями органов власти и общества, осуществляемые в рамках реализации региональных целевых программ, в целом направлены на успешную реализацию государственной политики в данной сфере.

В этой связи, региональные программы по защите прав потребителей являются:

действенным дополнительным ресурсом, направленным на повышение правовых гарантий основных прав граждан (право на просвещение, информацию и др.);

позволяют объединить усилия и полномочия, а также определить порядок взаимодействия всех составляющих национальной системы защиты прав потребителей - федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов);

служат источником оказания государственной поддержки деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), реализующих свои полномочия в порядке ст. 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

обеспечивают оказание доступной правовой помощи потребителям на муниципальном уровне (что в том числе способствует повышению уровня социального обеспечения пожилых людей, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, малоимущих и социально незащищенных слоев населения);

способствуют стабилизации потребительского рынка в регионе, направлены на недопущение и своевременное выявление негативных тенденций в его развитии.

являются составной частью социально-экономической политики региона и способствуют проведению согласованной потребительской политики, созданию условий для экономического развития местных товаропроизводителей, в том числе по выпуску качественной и конкурентоспособной продукции, формированию общественного мнения о широких возможностях населения по защите своих прав.

Однако вопрос необходимости принятия и реализации указанных программ не всегда находит должное понимание со стороны высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а осознание значимости для социально-экономического развития региона программного планирования мероприятий по реализации тех или иных направлений в сфере защиты прав потребителей все еще носит далеко не повсеместный характер.

Одновременно с указанным, отсутствие методического обеспечения деятельности по разработке, принятию региональных программ по защите прав потребителей, приводит к исключению возможности единообразного подхода к планированию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей в регионах.

В этой связи отмечается сложившаяся практика, когда региональные целевые программы по защите прав потребителей в большинстве своем являются, по сути, компиляцией планов профильных ведомств, а не результатом комплексного целевого планирования.

Большинство таких программ разрабатывается субъектами Российской Федерации преимущественно с целью привлечения бюджетных ресурсов ведомствами-исполнителями, включенными в указанную работу, что характерно для отраслевого принципа планирования, когда в долгосрочной перспективе заданы конечные результаты деятельности исполнителей проекта - различных ведомств, а предметом планирования являются лишь тактические вопросы.

Указанное обстоятельство приводит к тому, что в рамках принимаемых региональных программ не всегда находят системного решения такие основополагающие вопросы, как

повышение правовой потребительской грамотности населения;

обеспечение системного обучения учащихся образовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования основам правовых знаний в области защиты прав потребителей;

поддержка деятельности общественных организаций потребителей;

оптимизация механизмов нормативного, организационного и ресурсного обеспечения деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

совершенствование государственного жилищного надзора;

обеспечение и защита потребительских прав граждан в сфере долевого строительства многоквартирных домов, и др.

Таким образом, мероприятия региональных программ по защите прав потребителей, которые направлены в основном на решение таких основных задач, как совершенствование региональной системы защиты прав потребителей, поддержка добросовестного бизнеса в сфере потребительского рынка, выявление и профилактика негативных тенденций в сфере потребительского рынка – зачастую носят декларативный характер.

В то же время анализ состояния дел в области проведения согласованной потребительской политики в субъектах Российской Федерации свидетельствует об отсутствии единой практики формирования критериев отбора целевых индикаторов, что затрудняет проведение объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий региональной программы по защите прав потребителей.

В целях оптимизации деятельности по разработке, принятию и эффективной реализации региональных программ по защите прав потребителей, обеспечения координации деятельности по дальнейшему формированию и совершенствованию на региональном уровне эффективной системы защиты потребительских прав граждан, коллегия РЕШАЕТ:

1. Принять к сведению информацию начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова о практике принятия и реализации региональных программ по защите прав потребителей в Российской Федерации.

2. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской областиИ.И. Макарова, Министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области М.Н. Копытова, Заместителя Министра финансов Волгоградской области Д.Ю. Завьялова и одобрить индивидуальный подход к планированию мероприятий, предусмотренных региональными программами по защите прав потребителей, реализуемых на территории указанных субъектов Российской Федерации, в части:

развития сети информационно-консультационных центров для потребителей, создаваемых органами местного самоуправления в рамках реализации региональной программы по защите прав потребителей в Ленинградской области;

создания информационного сайта «Защита прав потребителей», содержащего данные о результатах проведенных проверок качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Свердловской области, а также результаты лабораторных исследований пищевых продуктов в рамках системы мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения;

оценки уровня финансовой потребительской грамотности и финансового поведения населения на основе научной разработки индикаторов, проводимой в рамках реализации региональной целевой программы в Волгоградской области.

3. Принять к сведению информацию руководителя управления Роспотребнадзора по Ленинградской области С.А. Горбанева, руководителя управления Роспотребнадзора по Свердловской области С.В. Кузьмина, заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Е.В. Резникова, руководителя управления Роспотребнадзора по Саратовской области О.И. Кожановой о результатах участия данных территориальных органов Роспотребнадзора в реализации соответствующих региональных программ по защите прав потребителей, действующих на территории указанных субъектов Российской Федерации.

С учетом состоявшегося обсуждения считать осуществление координации взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора с территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, общественными объединениями потребителей, в том числе в рамках реализации региональных программ по защите прав потребителей, одним из основных приоритетов деятельности Роспотребнадзора в 2013 году.

4. Управлению защиты прав потребителей (О.В. Прусаков):

4.1. В целях оптимизации деятельности по разработке и принятию, а также обеспечения эффективной реализации региональных программ по защите прав потребителей организовать деятельность по разработке единых методических рекомендаций, способствующих созданию надежного инструментария контроля качества разработки и исполнения указанных целевых региональных программ.

Срок – I полугодие 2013 года.

4.2. Своевременно обеспечивать необходимое методическое сопровождение деятельности территориальных органов Роспотребнадзора применительно к обеспечению координирующей функций по реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях на основеобобщения передовых практик и опыта отдельных территориальных органов Роспотребнадзора.

Срок – постоянно.

4.3. При подготовке Государственного доклада по защите прав потребителей в Российской Федерации за 2012 год дополнительно проанализировать практику принятия и реализации региональных программ по защите прав потребителей, а также состояние дел по организации взаимодействия участников системы защиты прав потребителей на региональном уровне.

Срок – в соответствии с графиком подготовки Доклада.

4.4. Использовать опыт Свердловской области по созданию, практическому наполнению и функционированию информационного сайта «Защита прав потребителей» при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. № 129 «О государственном информационном ресурсе в области защиты прав потребителей».

Срок – постоянно.

4.5. При участии в реализации совместного Проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» обеспечить координацию своевременного обмена практическим опытом между «пилотными» регионами Проекта - управлениями Роспотребнадзора по Волгоградской, Калининградской и Тверской областям.

Срок – постоянно.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

5.1. Обеспечить доведение информации о результатах рассмотрения указанного вопроса на заседании коллеги до сведения глав администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.

5.2. Рассмотреть по итогам работы за 2012 год, 1-е полугодие 2013 года состояние дел по организации на региональном уровне взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора с территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей и определить комплекс первоочередных мер и совместных действий, направленных на реализацию принятых коллегией решений.

5.3. Дополнительно проанализировать состояние дел в регионе по организации взаимодействия участников системы защиты прав потребителей, наличие координационного совещательного органа, эффективность его деятельности.

Срок – постоянно.

5.4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в которых не созданы Консультативные советы по защите прав потребителей, принять меры, направленные на создание и организацию практической деятельности постоянно действующих совещательных органов по защите прав потребителей при территориальных органах Роспотребнадзора.

Срок – I полугодие 2013 года.

Председатель коллегии Г.Г. Онищенко

Ответственный секретарь коллегии И.К. Астахов