ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


О постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в пользу Управления Роспотребнадзора по Астраханской области


Астраханская область , 25.03.2020 г.

Двенадцатым арбитражным апелляционным судом 20 января 2020 года рассмотрена апелляционная жалоба Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» (далее – НО «Фонд капитального ремонта», Фонд капитального ремонта, Фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Астраханской области (далее – суд первой инстанции) от 12.11.2019.

Фонд капитального ремонта обратился в апелляционный суд с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Астраханской области (далее – Управление) о признании незаконным и об отмене постановления Управления о привлечении к административной ответственности от 29.03.2019 № 052 и прекращении производства по делу.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 12 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Фонд капитального ремонта, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратился в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.11.2019 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новый судебный акт.

В Управление Роспотребнадзора по Астраханской области обратилась гражданка К. (далее – потребитель) по вопросу непредставления ей платежных документов по взносам на капитальный ремонт и о наличии задолженности по взносам за капитальный ремонт.

Из жалобы потребителя следует, что в платежном документе АО «Социальные гарантии» (далее – Общество) к оплате взносов за капитальный ремонт за октябрь 2018 года заявлено 21 442,8 рублей. При этом начисления произведены не за платежный период, подлежащий оплате, а выставлен долг более чем за четыре года. Ранее платежных документов на оплату взносов за капитальный ремонт дома потребителю не направлялось, соответственно он не был проинформирован и не имел возможности оплатить «взносы за капитальный ремонт». Задолженность выставлена за пределами общего срока исковой давности, установленного гражданским законодательством.

В рамках административного производства Управлением было вынесено постановление о привлечении Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.

Фонд капитального ремонта обратился в Арбитражный суд Астраханской области об оспаривании указанного постановления. При этом заявитель считает, что на рассматриваемые по делу правоотношения не распространяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Исследовав материалы дела, Арбитражный суд Астраханской области посчитал требование НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» оставить без удовлетворения.

Фонд капитального ремонта является исполнителем услуг по осуществлению капитального ремонта многоквартирных домов и, следовательно, в своей деятельности должен руководствоваться, в том числе, Законом Российской Федерации о защите прав потребителей.

Управлением установлено нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации в платежном документе, предъявленном гражданке К. к оплате.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация об услуге должна в обязательном порядке включать ее цену.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взносы на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Как было указано выше, из обращения гражданки К. следует, что ранее она не получала платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт дома, соответственно, не была об этом проинформирована и не имела возможности произвести платежи за капитальный ремонт.

Из материалов дела следует, что между ОАО «Социальные гарантии» (далее – Общество) и НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» заключен агентский договор, по условиям которого Общество от имени Фонда производит начисление и сбор взносов на капитальный ремонт, формирует платежный документ, осуществляет его доставку. В соответствии с п. 4.3 агентского договора Фонд несет ответственность за содержание предоставленных агенту материалов и информации, необходимых формирования и ведения лицевых счетов плательщиков.

Материалами дела подтверждено, что Фонд капитального ремонта своим письмом от 10.10.2018 направил в адрес ОАО «Социальные гарантии» информацию с просьбой подключить услугу по оплате взносов на капитальный ремонт с приложением перечня многоквартирных домов, в том числе дома, где проживает гражданка К.

Фонд капитального ремонта должен был своевременно проинформировать жильцов указанного дома о предстоящей плате за капитальный ремонт и обеспечить представление платежных документов в установленные законодательством сроки.

Таким образом, Фондом нарушено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации, а именно сведений о задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Фонда отказано.

Фонд капитального ремонта не согласился с данным решением. Заявитель полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области», на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.11.2019, установил, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

В рассматриваемом случае вина НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» заключается в том, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для выполнения установленной обязанности, им не были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований о доведении до потребителя достоверной и полной информации об услуге.

При определении меры наказания Управлением учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мера наказания соответствует совершённому деянию.

Суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд постановил решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 ноября 2019 года по делу № А06-2594/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





Главная | Cписок новостей