Омская область , 17.02.2023 г.
Всего за 2022г. в общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Омской области поступило 7934 письменных обращений (за 2021 г – 9 369, за 2020 г. -10 667), из них по вопросам защиты прав потребителей поступило 3523 письменных обращений, что составляет 44,4 % от общего количества (за 2021 г – 3795, за 2020г. -3793). По-прежнему превалирует число жалоб на нарушения прав потребителей в сфере услуг (2199), доля составляет 62,4% (2021г. – 60%, за 2020г. -68,5%,), в сфере розничной торговли (37,6%), в том числе через «Интернет» (6,6%).
В структуре полученных обращений в сфере защиты прав потребителей на услуги в 2022г. преобладают жалобы в сфере:
- жилищно-коммунальных услуг (45,1%);
- финансовых услуг (8,8%);
- услуг связи (6,9%);
- бытовых услуг (4%);
- медицинских (3,4%);
- транспортных (2,9%);
- туристских (2,5%);
- прочие (21%).
За отчётный период доля обращений, перенаправленных для рассмотрения по подведомственности полностью или частично в иные органы, составила 32.8% (1156 обращений), за 2021г. – 36% (1367 обращений), за 2020г. -22,3% (847 обращений).
В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей, в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав.
По обращениям, в которых отсутствовали сведения о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, сведения, указывающие на наличие события какого-либо правонарушения, а также информации о лице, кем были нарушены права, по итогам их рассмотрения были подготовлены разъяснения действующего законодательства, а также 689 образцов претензий и исковых заявлений; 298 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований; 118 обращений удовлетворены в досудебном порядке, потребителям заменены товары, устранены недостатки, возвращены денежные средства за некачественные товары (услуги) на сумму более 1497,6 т.р.
В постоянном режиме в Управлении проводится консультирование граждан по телефону и на личном приеме. При поступлении устных обращений потребителям оказывалась консультационная помощь, в том числе по составлению претензий в адрес торговых организаций, исполнителей услуг, по разъяснению потребителям их прав при приобретении товаров и услуг ненадлежащего качества.
В минувшем году было организовано 23 тематических горячих линий – они были посвящены вопросам, качества и безопасности детских товаров, требованиям законодательства в сфере торговли продуктами питания, непродовольственными товарами, соблюдению прав потребителей в сфере услуг.
По устным обращениям даны необходимые консультации и, в случае необходимости, разъяснялся порядок обращения в Управление письменно.
На электронном ресурсе «Государственный информационный ресурс в сфере зашиты прав потребителей» (ГИР ЗПП), вниманию потребителей предоставляется информация о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей. В открытом доступе публикуется обширная база статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.