Свердловская область , 28.03.2023 г.
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области проанализировало результаты надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей услуг связи в 2022 году. За прошлый год специалистами Управления Роспотребнадзора и его территориальных отделов было рассмотрено 1128 обращений в области защиты прав потребителей услуг связи (в 2,3 раза больше, чем в 2021 году – 483 обращения).
Больше половины поступивших обращений (57,6%) касались вопросов мобильной связи (из них 31% по вопросам уклонения операторов от перенесения номеров); 9,6% –услуг связи; 8,6% – стационарной телефонной связи; 10,7% – прочих услуг: телевизионного вещания, радиовещания и пр.; 13,5% - услуг почтовой связи.
Проблемные вопросы, которые поднимаются гражданами в обращениях:
- нарушение порядка перенесения абонентских номеров;
- подключение дополнительных услуг без согласия абонента;
- обусловленное приобретение одной платной услуги приобретением другой;
- ненадлежащее информирование об условиях тарифных планов, изменение ценовой составляющей тарифного плана в одностороннем порядке;
- проблема качества услуг связи;
- пропажа почтовой корреспонденции, нарушение сроков пересылки почтовой корреспонденции, проблема качества работы почтовых отделений и пр.
Всем потребителям были даны разъяснения действующего законодательства, механизм самозащиты прав гражданско-правовым путем в судебном порядке. Операторам связи (ПАО «МТС», ООО «Екатеринбург-2000», ПАО «Ростелеком», ПАО «Мегафон», ПАО «Вымпел-Ком», АО «Почта России») было объявлено 17 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Предостережения объявлены по следующим нарушениям:
- в связи подключением операторами связи дополнительных платных услуг,
- непредставление ответа на претензию абоненту,
- включение в пользовательское соглашение сервисом «МТС Деньги» условий, ущемляющих права потребителя,
- непредставление информации об услуге,
- отсутствие в договоре необходимых условий,
- не выставление ежемесячных счетов на оказанные услуги связи,
- отправление обычной почтовой корреспонденции письмом 1 класса со ссылкой на невозможность направления обычным письмом.
В 2022 году в отношении операторов связи проводились такие профилактические мероприятия, как профилактические визиты (2), информирование (40) и консультирование (27). Специалисты территориального отдела Управления Роспотребнадзора дали заключение по 1 гражданскому делу по иску к АО «Почта России» о взыскании денежных средств за навязанные услуги (отправка письма оформлена 1 классом без уведомления потребителя). Позиция была поддержана судом, исковые требования потребителя удовлетворены (дело № 2-3794/2022).
В интересах конкретного потребителя был подан иск к ПАО «Ростелеком» о перерасчете платы за услуги связи (начисление платы за несовершенные междугородние звонки). В связи с добровольным удовлетворением требований потребителя производство по делу было прекращено (дело № 2-4850/2022).