ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 Реформы государственной медицины в России ХIХ – начале ХХ века.

              Медицинская коллегия, сыгравшая важную роль в деятельности государственной медицины в России, просуществовала 40 лет и прекратила свою работу в 1803 г., после министерской реформы Императора Александра I.




Александр I Павлович Романов Император


Функции Медицинской коллегии перешли к со­зданному в 1802 г. Министерству внутренних дел (МВД), в котором вопросами организации врачебно-санитарного дела ведала Экспедиция государственной ме­дицинской управы (1803 г.), преобразованная в 1811 г. в Медицинский департамент.

  Важнейшими направлениями его деятельности были: руководство местными органами управления здравоохранением (губернскими врачебными управами, созданными в 1797 г.); организация борьбы с эпидемиями, проведение бесплатного  оспопрививания; руководство учебными заведениями и их обеспечение учебными пособиями; кадровое и лекарственное обеспечение учреждений здравоохранения; приглашение иностранных врачей в Россию; производство в медицинские и фармацевтические звания; управление минеральными водами; разработка законодательных актов, организация судебной экспертизы; распро­странение медицинской литературы и инструментов; развитие фармации и аптечного дела. Первоначально во главе Медицинского департамента МВД сто­яли высокопоставленные чиновники, не имевшие медицинского образования; с 1836 г. его возглавляли опытные врачи.

  Приказы общественного призрения и подведомственные им лечебные заве­дения находились в ведении Хозяйственного департамента МВД.

  Научно-медицинской деятельностью в стране ведал созданный при МВД в 1803 г. Медицинский совет — совещательный научный медицинский орган. В круг его дел входили: аттестация медицинских чинов и иностранных врачей, освиде­тельствование лекарственных препаратов, цензура медицинских сочинений и пе­реводов, инструкции и рекомендации в области медицинской практики.

  Таким образом, управление медициной и здравоохранением в Российской империи было рассредоточено между подразделениями МВД. Параллельно, при других министерствах и ведомствах (Военном, Юстиции, Народного просвещения, Путей сообщения) стали формироваться собственные службы, неподведомственные МВД. Единого государственного органа управления охраной народного здоровья в России в то время не существовало, а действия ведомственных медицинских служб были несогласованными. Это особенно ощущалось во время эпидемий, в годы неурожая и голода. Заболеваемость и смертность населения России оставались на высоком уровне.

Первый «Свод законов Российской империи» вышел в 1832 г. Только в 1842 г. в «Свод законов российской империи» был включен «Устав медицинской полиции» (Санкт-Петербург).

Статский советник, доктор медицины Карл Карлович Гелинг в 1842 г. издал сочинение «Опыт гражданской медицинской полиции, примененный к законам Российской Империи»(типография А. Марциновского «ВИЛЬНА»),




Гелинг К.К. Опыт гражданской медицинской полиции, примененной к законам Российской империи. Репринтное издание


 в первом томе которого было представлено описание медицинского управления по гражданской части в России и правила служащих к охранению народного здравия, заключающие в себе следующие предметы медико-полицейскаго учения:

- Попечение о телесном и нравственном развитии и преуспевании народа,

- Попечение о здоровости и удобстве местонаселений и жилищ,

- Попечение о доброкачественности пищи и питья,

- Попечение о безопасности воздуха и физическихъ явлений природы,

- Попечение об отвращении вреда, причиняемаго некоторыми обычаями, поступками и поверьями,

- Попечение объ отвращении вреда, зависящаго от рода занятий и от  состояния человека.

В этих разделах по каждому направлению подробно изложены правила, которым должны были отвечать те или иные предметы, продукция и т.д., а также полицейские меры, которые необходимо было применять при обнаружении отклонений от установленных правил. Можно утверждать, что эти правила явились прообразом ныне действующего закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (т.е. 175 лет назад).

Во втором томе излагаются меры, соблюдаемые для воспрепятствования распространению болезней и для восстановления общественного здоровья, а также химико-полицейских исследований.

Нужно упомянуть, что впервые идею организации медицинского дела научно разрабатывал австрийский врач – клиницист и гигиенист Йоганн Петер Франк (1745-1821), 


Франк Иоганн Петер (нем. Johann Peter Frank)

автор многотомного труда «Система всеобщей медицинской полиции» (1779-1819). В этой работе были сведены воедино существовавшие тогда представления о гигиене и организации медицины, т.е. путем государственного надзора с помощью специальной «медицинской полиции» внедрить в жизнь, в быт населения гигиенические правила, способные продлить жизнь и обеспечить государству сильных и здоровых подданных. «Первоисточник богатства страны, - писал он, - в многочисленном и здоровом населении, в здоровых рабочих руках, в производительной силе человека, в систематически проводимых государством мероприятиях по медицинской полиции». Й.П. Франк был профессором Геттингенского (с 1784 г.) и Венского (с 1795 г.) университетов; в течение четырех лет (1804-1808 гг.) работал в Петербурге, где был лейб-медиком императора Александра I и ректором Петербургской Медико-хирургической академии (1805-1808 гг.), где активно развивал свои идеи всеобщей медицинской полиции. Таким образом, идеи Франка получили свое развитие по организации «охранения общественного здравия» в Российском государстве на многие десятилетия вперед…

Следующая редакция «Устава медицинской полиции» опубликована в «Своде законов Российской империи» 1857 г., а затем в 1892 г. В 1900 году Николай Густавович Фрейберг (1859—1927)


Фрейберг Николай Густавович (нем. Nikolai Freyberg)

издал «Врачебно-санитарное законодательство в России», второе издание в 1908 г., третье с добавлениями было переиздано в 1913 г. (1913 г., Санкт-Петербург), в котором были опубликованы «узаконения и распоряжения правительства по гражданской медицинской, санитарной и фармацевтической частям».




Врачебно-санитарное законодательство в России: узаконения и распоряжения правительства по гражданской медицинской, санитарной и фармацевтической частям, опубликованные по 1 января 1913 г. / д-р Н. Г. Фрейберг.- 3-е издание, исправленное и дополненное.- Санкт-Петербург: издательство "Практическая медицина" (В.С. Эттингер) Ф. В. Эттингер, 1913

В разделе IV «Общесанитарные мероприятия» Николай Густавович писал: «Санитарное законодательство у нас до сих пор находится еще исключительно в периоде узаконения одних только медико-полицейских мер. Санитарного закона в современном смысле мы не имеем, его пока всецело заменяет устав медицинской полиции. Если, с одной стороны, само собою разумеется, что медицинская полиция необходима для поддержания и охраны санитарного благоустройства, для наблюдения за исполнением действующих законов и правил, для привлечения к ответственности лиц, нарушающих санитарные законы, то с другой стороны не менее безспорно, что создавать санитарное благоустройство одними медико-полицейскими мерами нельзя».

Врачебно-санитарное законодательство в России: узаконения и распоряжения правительства по гражданской медицинской, санитарной и фармацевтической частям, опубликованные по 1 января 1913 г. / д-р Н. Г. Фрейберг.- 3-е издание, исправленное и дополненное.- Санкт-Петербург: издательство "Практическая медицина" (В.С. Эттингер) Ф. В. Эттингер, 1913

Эти пророческие слова были реализованы организаторами профилактического направления в ХХ веке.

В 1861 г. Александр II


Александр II Николаевич Романов Император

подписал манифест «О всемилостевейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и обустройстве их быта», что определило отмену крепостного права в России. В 1864 г. царь утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», тогда в жизнь российского государства более чем на полвека вошло всесловное  местное самоуправление – земство, а вместе с земствами появилась земская медицина  — оригинальная, не имевшая аналогов в мире форма медицинской помощи, ставшая национальным достоянием  России в период 1864-1917 гг. «Наиболее крупной и общепризнанной заслугой земства является создание народной школы и народной земской медицины. Но, если в деле народного образования земство могло идти путями, уже давно пройденными нашими западными соседями, …то в области создания общественной организации обеспечения сельскому населению современной научной медицинской помощи земство не имело никаких готовых образцов на Западе. И заслуга  русского земства состояла … в том, что оно сумело создать совершенно новую оригинальную по всей своей постановке и строю систему общественного обслуживания населения медицинской помощью… Интерес, с которым отнеслись на Западе к русской земской медицине, лучше всего свидетельствовал об оригинальности и внутренней ценности этой системы врачебно-санитарного обслуживания населения», - писал в 1913 г. Захарий Григорьевич Френкель (1869-1970) – санитарный врач, гигиенист, впоследствии  академик АМН СССР (1945).

М.Я. Мудров (1772-1831)

Мудров Матвей Яковлевич

 в актовой речи в Московском Университете в 1820 г. сказал: «Взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предписать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно, ибо легче предохранить от болезней, чем лечить их».

 Широкое распространение многих заболеваний среди «преимущественно необеспеченных слоев населения» не мог­ло не привлечь к себе внимания прогрессивных деятелей оте­чественной медицины. Все отчетливее возникала потребность лечить «обществен­ные болезни», бороться за повышение уровня общественного здоровья. «Нам, русским, — писал в 1871 г. И.И. Моллесон, — пер­вым предстоит сделать крупный шаг вперед и указать путь другим, так как, сколько известно, нигде за границей не бы­ло даже и попытки к такой организации народной медицины и к такому систематическому, коллективному изучению при­чин болезней с целью искоренить их для прекращения люд­ских страданий и поднятия уровня народного здоровья, богатства и счастья» 


Моллесон Иван Иванович

Сфера деятельности земской медицины включала: оказание медицинской помощи сельскому населению в губерниях и уездах; родовспоможение; борьбу с заразными заболеваниями, особенно с сифилисом и оспой (оспопрививание); санитарный надзор  и практические санитарные мероприятия; санитарную статистику; распространение гигиенических знаний; заботу о положении врачебного персонала в земствах. Развитие санитарного направления в земской медицине обусловило введение в ряде губерний, затем и уездов должностей санитарных врачей, а также земских санитарных бюро, комиссий, санитарно-химических и бактериологических лабораторий и институтов.



Захарьин Григорий Антонович

Г.А. Захарьин (1829—1897), выдающийся терапевт, в своей актовой речи в 1873 г. «Здоровье и воспитание в городе и за городом» говорил: «Мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного медицинского образования, но и одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности всякого практического врача, … чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии…, победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Понятно поэтому, что гигиенические сведения необходимее, обязательнее для каждого, чем знание болезней и их лечения».

Видный представитель отечественной медицины, профессор патоло­гии Казанского университета, председатель Казанского об­щества врачей А.В. Петров (1837-1885),


Петров Александр Васильевич

определяя путь развития об­щественной медицины того времени (1873), писал: «...После тысячелетий бесплодного служения отдельным единицам медицина и врачи призываются на службу целому обществу. Требуется лечить общественные болезни, поднять уровень общественного здоровья, возвысить общественное благосо­стояние. Необходимы иные приемы, выполнение которых возможно лишь силами самого населения...».

Именно в этот пе­риод формировались воззрения выдающихся гигиенистов нашей страны Алексея Петровича Доброславина (1842-1889)


Доброславин Алексей Петрович

 и Федора Федоровича Эрисмана (1842-1915).

           

 
Эрисман Федор Федорович (нем. Erismann Huldreich Friedrich)


В 1871 г. Алексей Петрович Доброславин возглавил первую кафедру гигиены в Медико-хирургической Академии в Петербурге, в 1880 г. при ней создается гигиеническая лаборатория для исследований пищевых продуктов и обучения студентов и врачей.

 Вы­росла плеяда земских санитарных деятелей, обогативших науку и практику своими классическими трудами. К числу их принадлежали Иван Иванович Моллесон (1842-1920), Дмитрий Николаевич Жбанков (1853-1932),


Жбанков Дмитрий Николаевич

 Евграф Алексеевич   Осипов (1841-1904),


Осипов Евграф Алексеевич

Василий Иванович Долженков (1842-1918), Петр Иванович Куркин (1858-1934),


Куркин Петр Иванович

Владислав Александрович Левицкий (1867-1936),


Левицкий Владислав Александрович

Николай Иванович Тезяков (1859-1925),


Тезяков Николай Иванович

Моисей Маркович Гран (1867-1940) и другие. В 1872 г. Пермское земство учре­дило должность санитарного врача, на которую был пригла­шен один из учеников профессора А.В. Петрова — И. И. Моллесон. Это был первый санитарный врач в России. Почти пол­века он отдал самоотверженному служению общественной медицине, оставив заметный след в истории развития са­нитарной организации. В 1873 г. учреждается долж­ность санитарного врача в Вятской губернии, на которую был назначен Вениамин Осипович Португалов.  В том же году Московским земством была создана санитарная комиссия, а на должность губернского санитарного врача был приглашен один из активнейших санитарных деятелей того времени Е.А. Осипов.

В 1872 г. вышло первое трехтомное руководство по ги­гиене  Ф.Ф. Эрисмана. В этом руководстве подчеркивалось, что «...врач должен не только лечить больных, но и предупреж­дать заболевания и что соб­ственно в этом и заключает­ся идеальная сторона его призвания, самая лучшая и самая полезная сторона его практической деятельности».

В 1873 г. земский врач Казанской губернии А.А. Серебряков поставил вопрос о необходимости организации санитарной станции для всестороннего изучения факторов, влияющих на здоровье насе­ления. С достаточной пол­нотой эта мысль была выра­жена в 1875 г. в работе П.А. Пескова (1835-1918) «О медико-статистических основаниях устройства санитарных стан­ций», в которой говорилось, что главной задачей санитарных станций является изучение влияния на здоровье человека «всей совокупности окружающей его обстановки как со стороны чисто природных свойств данной местности, так и со стороны искусственных (бытовых) условий, создаваемых самим человеком». Изучая санитарные условия жизни населения в данной местности, работники санитарной станции должны были стремиться к улучшению санитарного состояния района в интересах укрепления здоровья его населения. 

В отдель­ных губерниях стали возникать санитарно-гигиенические и санитарно-бактериологические лаборатории, что явилось од­ним из важных звеньев в процессе формирования санитар­ной организации. По утверждению Ф.Ф. Эрисмана, санитарные станции давали богатый материал «для разработки обязательных постановлений и законов». Санитарные станции были созданы в 1886 г. в Перми и просуществовала три года, в Петербурге в  1887 г. в здании рынка на Сенной площади, в 1891 г. – в Москве, но просуществовали они недолго. В структуре санэпидслужбы они были созданы после 1932 г.

Характерными чертами земской медицины были: общественный характер, профилактическое направление, коллегиальность управления, бесплатность и рациональность медицинской помощи, ее доступность для населения. Сложившийся в первые годы земской медицины тип земского врача сочетал в себе лучшие традиции российской общественной медицины. Земский врач стал «основной фигурой» медицины в России, отметил на Первом Пироговском съезде Н.В. Склифасовский (1836-1904). Есть основание считать, что именно в земской медицине находится фундамент профилактического направления здравоохранения – важнейшего в организации и деятельности службы здоровья в нашей стране.

Поскольку  центра земской медицины  в стране не существовало, важнейшую роль в ее становлении развитии играл «коллективный разум» нескольких поколений врачей, который формировался первоначально на губернских съездах врачей. Такие съезды начали проводить Тверское (1871), Новгородское (1873), Московское (1876) и другие земства. Созданная стройная система земской медицины в губерниях центральной России, в чью компетенцию входило и решение вопросов санитарии, не относилась к  Сибири, поскольку официально её территория принадлежала к землям «Кабинета Его Императорского Величества» и о самоуправлении речи быть не могло. Сибирские жители могли получить медицинскую помощь в лекарских учреждениях Министерства внутренних дел, которые обслуживали население тюрем и каторжных поселений. Эта же служба ведала вопросами полицейской санитарии, например, очисткой городов от весенних нечистот силами заключённых, захоронением умерших во время эпидемий, уничтожением бродячей живности и прочими малоприятными, но необходимыми общественными работами. Начиная с XVIII века, в Сибири создавалась медицина горных округов. Так, в середине 60-70-х гг. на Колыванско-Воскресенских заводах было развернуто 1000 коек в 17 госпиталях.

Рус­ское общество охранения на­родного здравия, созданное в 1877 г.,  явилось первым гигиеническим обще­ством в России и сыграло важную роль в формирова­нии санитарно-эпидемиоло­гической организации. Дея­тельность этого общества была направлена на улучшение общественного здоровья и санитарных условий жизни в России. В стране тогда функционировали и другие системы медицинской помощи: городская, фабрично-заводская, военная, морская, медицина путей сообщения, тюремная, страховая и др.

         В 1886 г. при Медицинском совете МВД была организована правительствен­ная Комиссия по вопросам улучшения санитарных условий и уменьшения смертно­сти в России под председательством профессора Сергея Петровича Боткина (1832-1889),


Боткин Сергей Петрович

 так называемая Комиссия Боткина, для изыскания мер «к повсеместному оздоровлению России». Комиссия Боткина пришла к заключению, что для бо­лее эффективного руководства здравоохранением необходимо создать само­стоятельный центральный орган управления делами народного здравия во гла­ве с врачом. Однако медицинская общественность выступила против этой идеи, предполагая, что новое министерство вскоре превратится в очередное бюрок­ратическое учреждение, тормозящее живое дело земской и городской медици­ны. Среди противников создания министерства здравоохранения были автори­тетные земские деятели: Е. А. Осипов, Ф.Ф. Эрисман, Д.Н. Жбанков, И.И. Молессон и другие.

         Почти 30 лет (1886—1916) правительственные комиссии занимались разработкой реформы здравоохранения в России. Завершила эту работу со­зданная в 1912 г. Высочайше утвержденная Междуведомственная комиссия по пересмотру врачебно-санитарного законодательства под председатель­ством Георгия Ермолаевича Рейна (1854—1942),


Рейн Георгий Ермолаевич

профессора акушер­ства и гинекологии Военно-медицинской академии, Председателя Медицинского совета Министер­ства внутренних дел. В 16 февраля 1912 г. Совет министров образовал комиссию для пересмотра врачебно-санитарного законодательства с 5 подкомиссиями:

1) санитарная

2) врачебная

3) по медицинскому образованию

4) юридическая

5) организационная и финансовая.

         Исходя из богатого опыта земской медицины, Комиссия Рейна впервые в истории здравоохранения разработала нормы обеспечения населения меди­цинской помощью, определила необходимые размеры финансирования и число врачей. В результате был подготовлен пакет законопроектов по организации общедоступной медицинской помощи, организации работы лечебных учреж­дений, санитарной службе и борьбе с эпидемиями, медицинскому образова­нию, медицинскому праву, которые были объединены в сборник «Устав здра­воохранения и учреждения, ведающие врачебно-санитарным законодательством». Ряд законопроектов касался охраны материнства и детства в России (борьба с детской смертностью, ограничение труда детей и женщин на вредных произ­водствах, сроки дородового и послеродового отпусков). Комиссия Рейна разработала проект реформы врачебной помощи в Рос­сии, который основывался на идее централизованной системы управления здра­воохранением. Главным итогом деятельности Комиссии стало предложение о создании самостоятельного Главного управления государственного здравоохране­ния на правах министерства. В 1916 г. был сформирован «Устав здравоохранения и учреждения, ведающая врачебно-санитарным делом», 3 сентября 1916 г. утвержденный Николаем II.

         И вновь идея централизации встретила резкое со­противление со стороны как министерств и ведомств, имевших собственные медицинские службы, так и земской и городской медицины. XII Пироговский съезд (1913) подверг резкой критике проект Комиссии Рейна и выступил про­тив ужесточения правительственного надзора за здравоохранением на местах.        Тем не менее, Главное управление государственного здравоохранения — фактически первое в мире министерство здравоохранения — было создано в России в сентябре 1916 г. (во главе с акаде­миком Г. Е. Рейном). Существовало оно недолго. Не получив одобрения Госу­дарственной думы, было упразднено за несколько дней до февральской рево­люции 1917 г.

         Однако труды Комиссии Рейна не пропали даром. Впоследствии ее мате­риалы и разработки были использованы в деятельности Народного комисса­риата здравоохранения РСФСР. Между здравоохранением Российской импе­рии и советским здравоохранением не было глубокой пропасти. Один из актив­ных членов Комиссии Рейна — Николай Густавович Фрейберг (1859-1927), в течение 25 лет занимавшийся вопросами врачебно-санитарного законодательства в МВД, был приглашен заместителем Наркома здравоохранения З.П. Соловьевым




Соловьев Зиновий Петрович


для работы по созданию Наркомздрава. Н.Г. Фрейберг принимал участие в разработке санитарного законо­дательства РСФСР, воплощая в жизнь плодотворные идеи, предложенные еще врачами и учеными Российской империи.