Реформы государственной медицины в России ХIХ – начале ХХ века.
Медицинская коллегия, сыгравшая важную роль в деятельности государственной медицины в России, просуществовала 40 лет и прекратила свою работу в
Функции Медицинской коллегии перешли к созданному в
Важнейшими направлениями его деятельности были: руководство местными органами управления здравоохранением (губернскими врачебными управами, созданными в
Приказы общественного призрения и подведомственные им лечебные заведения находились в ведении Хозяйственного департамента МВД.
Научно-медицинской деятельностью в стране ведал созданный при МВД в
Таким образом, управление медициной и здравоохранением в Российской империи было рассредоточено между подразделениями МВД. Параллельно, при других министерствах и ведомствах (Военном, Юстиции, Народного просвещения, Путей сообщения) стали формироваться собственные службы, неподведомственные МВД. Единого государственного органа управления охраной народного здоровья в России в то время не существовало, а действия ведомственных медицинских служб были несогласованными. Это особенно ощущалось во время эпидемий, в годы неурожая и голода. Заболеваемость и смертность населения России оставались на высоком уровне.
Первый «Свод законов Российской империи» вышел в
Статский советник, доктор медицины Карл Карлович Гелинг в
в первом томе которого было представлено описание медицинского управления по гражданской части в России и правила служащих к охранению народного здравия, заключающие в себе следующие предметы медико-полицейскаго учения:
- Попечение о телесном и нравственном развитии и преуспевании народа,
- Попечение о здоровости и удобстве местонаселений и жилищ,
- Попечение о доброкачественности пищи и питья,
- Попечение о безопасности воздуха и физическихъ явлений природы,
- Попечение об отвращении вреда, причиняемаго некоторыми обычаями, поступками и поверьями,
- Попечение объ отвращении вреда, зависящаго от рода занятий и от состояния человека.
В этих разделах по каждому направлению подробно изложены правила, которым должны были отвечать те или иные предметы, продукция и т.д., а также полицейские меры, которые необходимо было применять при обнаружении отклонений от установленных правил. Можно утверждать, что эти правила явились прообразом ныне действующего закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (т.е. 175 лет назад).
Во втором томе излагаются меры, соблюдаемые для воспрепятствования распространению болезней и для восстановления общественного здоровья, а также химико-полицейских исследований.
Нужно упомянуть, что впервые идею организации медицинского дела научно разрабатывал австрийский врач – клиницист и гигиенист Йоганн Петер Франк (1745-1821),
автор многотомного труда «Система всеобщей медицинской полиции» (1779-1819). В этой работе были сведены воедино существовавшие тогда представления о гигиене и организации медицины, т.е. путем государственного надзора с помощью специальной «медицинской полиции» внедрить в жизнь, в быт населения гигиенические правила, способные продлить жизнь и обеспечить государству сильных и здоровых подданных. «Первоисточник богатства страны, - писал он, - в многочисленном и здоровом населении, в здоровых рабочих руках, в производительной силе человека, в систематически проводимых государством мероприятиях по медицинской полиции». Й.П. Франк был профессором Геттингенского (с
Следующая редакция «Устава медицинской полиции» опубликована в «Своде законов Российской империи»
издал «Врачебно-санитарное законодательство в России», второе издание в
В разделе IV «Общесанитарные мероприятия» Николай Густавович писал: «Санитарное законодательство у нас до сих пор находится еще исключительно в периоде узаконения одних только медико-полицейских мер. Санитарного закона в современном смысле мы не имеем, его пока всецело заменяет устав медицинской полиции. Если, с одной стороны, само собою разумеется, что медицинская полиция необходима для поддержания и охраны санитарного благоустройства, для наблюдения за исполнением действующих законов и правил, для привлечения к ответственности лиц, нарушающих санитарные законы, то с другой стороны не менее безспорно, что создавать санитарное благоустройство одними медико-полицейскими мерами нельзя».
Эти пророческие слова были реализованы организаторами профилактического направления в ХХ веке.
В
подписал манифест «О всемилостевейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и обустройстве их быта», что определило отмену крепостного права в России. В
М.Я. Мудров (1772-1831)
в актовой речи в Московском Университете в
Широкое распространение многих заболеваний среди «преимущественно необеспеченных слоев населения» не могло не привлечь к себе внимания прогрессивных деятелей отечественной медицины. Все отчетливее возникала потребность лечить «общественные болезни», бороться за повышение уровня общественного здоровья. «Нам, русским, — писал в
Сфера деятельности земской медицины включала: оказание медицинской помощи сельскому населению в губерниях и уездах; родовспоможение; борьбу с заразными заболеваниями, особенно с сифилисом и оспой (оспопрививание); санитарный надзор и практические санитарные мероприятия; санитарную статистику; распространение гигиенических знаний; заботу о положении врачебного персонала в земствах. Развитие санитарного направления в земской медицине обусловило введение в ряде губерний, затем и уездов должностей санитарных врачей, а также земских санитарных бюро, комиссий, санитарно-химических и бактериологических лабораторий и институтов.
Г.А. Захарьин (1829—1897), выдающийся терапевт, в своей актовой речи в
Видный представитель отечественной медицины, профессор патологии Казанского университета, председатель Казанского общества врачей А.В. Петров (1837-1885),
определяя путь развития общественной медицины того времени (1873), писал: «...После тысячелетий бесплодного служения отдельным единицам медицина и врачи призываются на службу целому обществу. Требуется лечить общественные болезни, поднять уровень общественного здоровья, возвысить общественное благосостояние. Необходимы иные приемы, выполнение которых возможно лишь силами самого населения...».
Именно в этот период формировались воззрения выдающихся гигиенистов нашей страны Алексея Петровича Доброславина (1842-1889)
и Федора Федоровича Эрисмана (1842-1915).
В
Выросла плеяда земских санитарных деятелей, обогативших науку и практику своими классическими трудами. К числу их принадлежали Иван Иванович Моллесон (1842-1920), Дмитрий Николаевич Жбанков (1853-1932),
Евграф Алексеевич Осипов (1841-1904),
Василий Иванович Долженков (1842-1918), Петр Иванович Куркин (1858-1934),
Владислав Александрович Левицкий (1867-1936),
Николай Иванович Тезяков (1859-1925),
Моисей Маркович Гран (1867-1940) и другие. В
В
В
В отдельных губерниях стали возникать санитарно-гигиенические и санитарно-бактериологические лаборатории, что явилось одним из важных звеньев в процессе формирования санитарной организации. По утверждению Ф.Ф. Эрисмана, санитарные станции давали богатый материал «для разработки обязательных постановлений и законов». Санитарные станции были созданы в
Характерными чертами земской медицины были: общественный характер, профилактическое направление, коллегиальность управления, бесплатность и рациональность медицинской помощи, ее доступность для населения. Сложившийся в первые годы земской медицины тип земского врача сочетал в себе лучшие традиции российской общественной медицины. Земский врач стал «основной фигурой» медицины в России, отметил на Первом Пироговском съезде Н.В. Склифасовский (1836-1904). Есть основание считать, что именно в земской медицине находится фундамент профилактического направления здравоохранения – важнейшего в организации и деятельности службы здоровья в нашей стране.
Поскольку центра земской медицины в стране не существовало, важнейшую роль в ее становлении развитии играл «коллективный разум» нескольких поколений врачей, который формировался первоначально на губернских съездах врачей. Такие съезды начали проводить Тверское (1871), Новгородское (1873), Московское (1876) и другие земства. Созданная стройная система земской медицины в губерниях центральной России, в чью компетенцию входило и решение вопросов санитарии, не относилась к Сибири, поскольку официально её территория принадлежала к землям «Кабинета Его Императорского Величества» и о самоуправлении речи быть не могло. Сибирские жители могли получить медицинскую помощь в лекарских учреждениях Министерства внутренних дел, которые обслуживали население тюрем и каторжных поселений. Эта же служба ведала вопросами полицейской санитарии, например, очисткой городов от весенних нечистот силами заключённых, захоронением умерших во время эпидемий, уничтожением бродячей живности и прочими малоприятными, но необходимыми общественными работами. Начиная с XVIII века, в Сибири создавалась медицина горных округов. Так, в середине 60-70-х гг. на Колыванско-Воскресенских заводах было развернуто 1000 коек в 17 госпиталях.
Русское общество охранения народного здравия, созданное в
В
так называемая Комиссия Боткина, для изыскания мер «к повсеместному оздоровлению России». Комиссия Боткина пришла к заключению, что для более эффективного руководства здравоохранением необходимо создать самостоятельный центральный орган управления делами народного здравия во главе с врачом. Однако медицинская общественность выступила против этой идеи, предполагая, что новое министерство вскоре превратится в очередное бюрократическое учреждение, тормозящее живое дело земской и городской медицины. Среди противников создания министерства здравоохранения были авторитетные земские деятели: Е. А. Осипов, Ф.Ф. Эрисман, Д.Н. Жбанков, И.И. Молессон и другие.
Почти 30 лет (1886—1916) правительственные комиссии занимались разработкой реформы здравоохранения в России. Завершила эту работу созданная в
профессора акушерства и гинекологии Военно-медицинской академии, Председателя Медицинского совета Министерства внутренних дел. В 16 февраля
1) санитарная
2) врачебная
3) по медицинскому образованию
4) юридическая
5) организационная и финансовая.
Исходя из богатого опыта земской медицины, Комиссия Рейна впервые в истории здравоохранения разработала нормы обеспечения населения медицинской помощью, определила необходимые размеры финансирования и число врачей. В результате был подготовлен пакет законопроектов по организации общедоступной медицинской помощи, организации работы лечебных учреждений, санитарной службе и борьбе с эпидемиями, медицинскому образованию, медицинскому праву, которые были объединены в сборник «Устав здравоохранения и учреждения, ведающие врачебно-санитарным законодательством». Ряд законопроектов касался охраны материнства и детства в России (борьба с детской смертностью, ограничение труда детей и женщин на вредных производствах, сроки дородового и послеродового отпусков). Комиссия Рейна разработала проект реформы врачебной помощи в России, который основывался на идее централизованной системы управления здравоохранением. Главным итогом деятельности Комиссии стало предложение о создании самостоятельного Главного управления государственного здравоохранения на правах министерства. В
И вновь идея централизации встретила резкое сопротивление со стороны как министерств и ведомств, имевших собственные медицинские службы, так и земской и городской медицины. XII Пироговский съезд (1913) подверг резкой критике проект Комиссии Рейна и выступил против ужесточения правительственного надзора за здравоохранением на местах. Тем не менее, Главное управление государственного здравоохранения — фактически первое в мире министерство здравоохранения — было создано в России в сентябре
Однако труды Комиссии Рейна не пропали даром. Впоследствии ее материалы и разработки были использованы в деятельности Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Между здравоохранением Российской империи и советским здравоохранением не было глубокой пропасти. Один из активных членов Комиссии Рейна — Николай Густавович Фрейберг (1859-1927), в течение 25 лет занимавшийся вопросами врачебно-санитарного законодательства в МВД, был приглашен заместителем Наркома здравоохранения З.П. Соловьевым
для работы по созданию Наркомздрава. Н.Г. Фрейберг принимал участие в разработке санитарного законодательства РСФСР, воплощая в жизнь плодотворные идеи, предложенные еще врачами и учеными Российской империи.